ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС, Гость

 

Музыкальные руководители детского сада: 

Пономарева Ольга Григорьевна 

первая квалификационная категория

 

Петренко Ольга Анатольевна

первая квалификационная категория

 

 

Музыкальное развитие в семье.         

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка. У ребенка формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, он становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.  

Очень важно, чтобы уже в раннем возрасте рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка, в том числе и музыкального, создаются в семье. Все зависит от врожденных музыкальных задатков, образа жизни семьи, ее традиций, отношения к музыке и музыкальной деятельности, от общей культуры.        

Ведущим видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки. Он доступен ребенку с момента рождения. Колыбельная песня матери – первое знакомство с музыкой. Отсутствие музыкальных впечатлений делает невозможным усвоение музыкального языка. Младенец рождается с практически неразвитым зрительным анализатором, но он уже способен различать многие звуки и необычайно четко реагировать на них. Первые реакции на звуки довольно примитивны: вздрагивание, моргание, плач, замирание. Постепенно развивается внимание к звуку, способность к локализации источника звука. Значительно медленнее развивается у детей звуковысотный слух. Чувство ритма заложено в каждом ребенке, но чувству музыки можно и обучить.  

  

Следует поощрять в ребенке желание танцевать, маршировать, прихлопывать в ладоши, играть на музыкальных инструментах. Первым инструментом может быть один из ударных. А таковым могут быть и сковородка, и крышка от кастрюли, прочая домашняя утварь, предметы, по которым можно постучать. И, конечно же, детские музыкальные инструменты: бубен, барабан, музыкальный молоточек.   

Нужно слушать с ребенком любую музыку, а так же детские и колыбельные песенки. Обязательно пойте вместе с детьми. Если вы стесняетесь своего пения, делайте это только в присутствии вашего малыша. Ребенку важно, чтобы мама или папа участвовали в его деятельности. Ему понравится любое ваше пение. Пойте детские песни, чтобы ребенок смог усвоить серию простых мелодий. Пойте и «взрослые» песни, это расширяет кругозор ребенка, развивает его слуховое восприятие. То же относится и к танцевальной музыке. Дети могут чувствовать музыку ничуть не хуже взрослых. Правда, им не будут понятны все слова. Но ведь взрослые, слушая иностранную музыку,  тоже не всегда понимают слова. Приобретите любое воспроизводящее музыку устройство, чтобы ребенок мог слушать музыку сам, выбрав то, что ему нравится. Но обязательно следуйте правилам: записывайте разную музыку и только хорошего качества; когда слушаете вместе, то озвучивайте названия песен, имена исполнителей, обращайте внимание на красоту мелодии и человеческого голоса.

 

Вот несколько советов для успешного развития музыкальных способностей у детей.

  1. Пусть в вашем доме царит дух любви и уважения к музыке.
  2. Постигайте музыку вместе с ребенком, огорчайтесь, радуйтесь вместе с ним, когда музыка звучит.
  3. Пусть музыка будет желанным и почетным гостем в вашем доме.
  4. Пусть у ребенка будет много звучащих игрушек: барабанчиков, дудочек, металлофонов. Из них можно организовать семейные оркестры. Поощряйте «игру в музыку».
  5. Приучайте детей к внимательному слушанию музыки. Просто так включенный телевизор – враг музыкального воспитания. Музыка воздействует только в том случае, если ее слушать.
  6. Отнеситесь к музыкальной стороне развития своего ребенка со всей серьезностью, и вы обнаружите, что добились очень много во всем, что связано с его правильным воспитанием.
  7. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.  
  8. Не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать. Или если возникают такие желания, то пение, на ваш взгляд, далеко от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Просто для этого потребуется чуть больше времени и терпения.
  9. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.
  10. Не прикрепляйте вашему ребенку ярлык «не музыкальный», если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

 

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ПСИХИКУ РЕБЕНКА

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности), покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии).

В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаете вы и ваши дети.

Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает человека (и взрослого, и ребенка) состояния уравновешенности, спокойствия, а при определенных условиях (например, на рок-концертах) побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, т.к. она усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребенка.

Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.

Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребенку успокоиться и расслабиться. Когда ребенок ляжет в постель, включите спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросите его закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции. Обратите внимание ребенка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела.

Еще с древних времен люди заметили, что человеческий голос и звук вообще обладают сильным воздействием. Так, звук восточного духового инструмента панги вводит змею в состояние, подобное гипнозу. Вибрации человеческого голоса в одном случае имеют лечебное действие (что издавна использовалось народными целителями), а в другом – причиняют человеку вред.

Речь человека является сильнейшим фактором воздействия, как на окружающих, так и на самого говорящего. Наше внутреннее состояние, наши мысли, отношение к миру проявляются в содержании речи и в ее интонационной окраске. А то, что мы говорим и как это произносим, в свою очередь откладывает отпечаток на психологическом состоянии слушающего, влияет на наши отношения с ним. Например, грубый, резкий голос взрослого может вызвать у ребенка сильный испуг и состояние оцепенения. Постоянно раздраженный, недовольный голос говорящего порождает у слушателя ощущение, что его не любят и не принимают как личность. А отказ в чем-либо, произнесенный спокойным, мягким, сочувствующим голосом помогает ребенку легче примириться с неудовлетворенностью его желания.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Время упущенное, как возможность формирования интеллекта, творческих, музы­кальных возможностей ребенка, будет невосполнимо.
  2. Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не стоит огорчаться, если у Вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение на Ваш взгляд, кажется не совершенным, а движения смешны и неук­люжи. Не расстраивайтесь, количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.
  3. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение тормоза.Не «приклеивайте» Вашему ребенку «ярлык» - немузыкальный, если Вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНОСТЬ?

Специалисты определяют ее, как комплекс способностей, позволяю­щий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, движение, творчество. Эти как их при­нято называть, специальные или основные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Именно они помогают подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.

Умение понимать музыку, выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством, также относится к понятию «музыкальность». Итак, постарайтесь запомнить главное:

Чем активнее общение Вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.

Ну, а если Вам не приходилось разбираться в музыкальной терминоло­гии, не пугайтесь таких слов, как «чувство лада», «звуковысотный слух». Понять их содержание будет значительно легче, если немножко больше уз­нать о том, что собой представляют звуки, окружающие нас постоянно, у ко­торых имеются свои тайны и загадки.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ 

В 3-4 года ребенок стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Активно интересуется окружающим миром, задает вопросы, использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители, словесные обозначения объектов в быту, игре и общении. В практической деятельности учитывает свойства предметов (цвет, форму, величину, фактуру, строение) и их назначение, много и мало,  активно экспериментирует, наблюдает. Ярко выражает свои чувства — радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др.

У детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию. 

Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать и играть.

4-5лет. 

Этот возраст характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.
Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация.
Значительно укрепляется двигательный аппарат.

Освоение основных видов движения — ходьбы, бега, прыжков — дает возможность детям  шире использовать их в играх и танцах. Дети способны запомнить последовательность движений, прислушиваясь к музыке. В этом возрасте более отчетливо выявляются интересы к разным видам музыкальной деятельности. Одни стремятся, не подражая друг другу, по-своему исполнить роль (например, в сюжетной игре), другие проявляют интерес только к одному виду деятельности в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей каждого.

Дети 5—6 лет на фоне их общего развития достигают новых по качеству результатов. Они способны выделять и сравнивать признаки отдельных явлений, в том числе и музы­кальных, устанавливать между ними связи. Восприятие носит более целенаправленный характер: отчетливее проявляются ин­тересы, способность даже мотивировать свои музыкальные пред­почтения, свою оценку произведений. В этом возрасте ребята не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным ее сторонам. Например, они больше любят танцевать, чем водить хороводы, у них появляются любимые песни, игры, хороводы, пляски. Могут объяснить, как исполняется (например, лиричес­кая) песня: «Нужно спеть красиво, протяжно, ласково, нежно». На основе опыта слушания музыки дети способны к некоторым обобщениям несложных музыкальных явлений. Так, о музыкальном вступлении ребенок говорит: «Это играется вначале, когда мы еще не начали петь».

Значительно укрепляются голосовые связки ребенка, налажи­вается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения.

Большинство детей способны различить высокий и низкий звук в интервалах квинты, кварты, терции. У некоторых детей пяти лет голос приобретает звонкое, высокое звучание, появляется более определенный тембр. Диапазон голосов звучит лучше в пределах ре-си первой октавы, хотя у некоторых детей звучат и более высокие звуки — до, ре - второй октавы.

Дети 5—6 лет проявляют в движении ловкость, быстроту, умение двигаться в пространстве, ориентироваться в коллективе. Ребята больше обращают внимание на звучание музыки, лучше согласовывают движения с ее характером, формой, динамикой. Благодаря возросшим возможностям дети лучше усваивают все виды музыкальной деятельности: слушание музы­ки, пение, ритмические движения. Постепенно они овладевают и навыками игры на инструментах. Усваивают простейшие сведения по музыкальной грамоте. Все это база для разно­стороннего музыкального развития детей.

Дети 6-7 лет воспитываются в подготовительной к школе группе. Само название группы как бы определяет социальное назначение ее. Развиваются умственные способности детей, обогащается их музыкальное мышление. Вот некоторые ответы ребят 6—7 лет на вопрос о том, почему им нравится музыка: «Когда музыка играет, нам весело» (чувствуют эмоциональную природу музыки); «Музыка рассказывает что-то»; «Она подсказы­вает, как танцевать» (отмечают ее жизненно-практическую функ­цию); «Люблю музыку, когда ласково звучит», «Люблю вальс -плавная музыка» (чувствуют и оценивают характер музыки).

Дети способны отметить не только общий характер музыки, но и ее настроение (веселая, грустная, ласковая и т. д.). Они уже относят произведения к определенному жанру: бодро, четко, грозно, радостно (о марше); ласково, тихо, немного грустно (о колыбельной).

Голосовой аппарат у ребенка 6—7 лет укрепляется, однако певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому охрана певческого голоса должна быть наиболее активной. Надо следить, чтобы дети пели без напряжения, негромко, а диапазон должен постепенно расширяться (ре первой октавы—до второй). Этот диапазон наиболее удобен для многих детей, но могут быть и индивидуальные особенности.

В голосах проявляется напевность, звонкость, хотя сохраняется специфически детское, несколько открытое звучание. Физическое развитие совершенствуется в различных направлениях и прежде всего выражается в овладении основными видами движений, в их координированности. Возникает еще большая возможность использовать движение как средство и способ раз­вития музыкального восприятия. Пользуясь движением, ребенок в состоянии творчески проявить себя, быстрее ориентироваться в поисковой деятельности. Исполнение песен, плясок, игр подчас становится достаточно выразительным и свидетельствует о попытках передать свое отношение к музыке.

Помимо пения, слушания музыки, музыкально-ритмических движений, большое внимание уделяется игре на детских музыкальных инструментах. Дети овладевают простейшими приемами игры на ударных (барабан, бубны, треугольники и др.); они запоминают их устройство, по тембру различают звучания.

Индивидуальные музыкальные интересы и способности в этом возрасте проявляются ярче.

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                   Последнее изменение документа: 21.04.2016